Пункт 8.4 ПДД – одновременное перестроение
Маневрирование – одна из важнейших и сложнейших составных частей процесса управления автомобилем при его участии в дорожном движении. Поэтому в ПДД предусмотрен ряд положений, касающихся непосредственно подобных манипуляций. Одно из них – пункт 8.4 Правил дорожного движения, который затрагивает особенности маневрирование при перестроении.
В чем суть пункта 8.4
Пункт 8.4 ПДД ПФ касается особенностей движения при маневрировании. Так, водителю машины при перестроении в обязательном порядке нужно уступить дорогу автомобилям, которые продвигаются попутно, не изменяя направления. При перестроении одновременно нескольких машин, едущих под одному пути, автовладелец должен уступить дорогу ТС, располагающемуся справа.
Особенность данного пункта Правил дорожного движения касается сложности защиты водителем собственных интересов. Ключевое значение при подобных нарушениях имеет правильное расположение транспортного средства на проезжей части для фиксации инспектором обстоятельств ДТП.
Иначе говоря, если на момент прибытия к месту ДТП инспектора транспортное средство располагается под углом, владелец машины будет признан виновным в нарушении. Подобные ситуации широко распространены на практике, но фактически законодательство не подразумевает подобных трактовок, поэтому следует обжаловать неправомерные решения.
Что грозит за нарушение пункта 8.4 ПДД
В зависимости от последствий, наступивших в связи с игнорированием положений закона, определяется вид ответственности и наказание для виновного лица. При отсутствии жертв подобные дела рассматриваются по ст. 12.14 ч.3 КоАП РФ.
В соответствии с данной административной статьей, если водитель не желает уступать дорогу автомобилю, за которым закреплено преимущественное право, и продолжает двигаться с нарушением норм, с него взыскивается штраф в размере 500 рублей. Альтернативный вариант – вынесение сотрудником ГИБДД устного предупреждения.
Статья 12.13.2 КоАП РФ уточняет размер штрафа в случаях, когда не выполняются положения п. 8.4 ПДД при проезде перекрестков. При подобных обстоятельствах с виновного лица взыскивается сумма величиной 1 тысяча рублей.
Отдельно в ст. 12.17 КоАП РФ указывается наказание при нежелании уступать дорогу ТС с преимущественным правом, следующему по маршруту или с включенными спецсигналами:
- штраф в 500 рублей, если ТС является маршрутным или имеет включенные проблесковые маячки синего цвета с соответствующим звуковым сигналом;
- штраф в 1,5 тысячи рублей, если нарушение зафиксировано при движении по полосе для маршрутных автомобилей. Сумма взыскания увеличивается до 3 тысяч рублей, если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге;
- штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей или лишение прав на управление ТС от 3 до 12 месяцев, если не было предоставлено преимущество в движении по отношению к автомобилю, на корпусе которого имеются специальные обозначения и одновременно включен проблесковый световой сигнал синего цвета и соответствующий звуковой сигнал.
В действие вступают положения Уголовного кодекса РФ, если в результате несоблюдения позиций ПДД возникли особо тяжкие последствия. При подобных обстоятельствах используется ст. 264 УК РФ. Какое именно будет наказание – определяется числом жертв и количеством нанесенного ущерба. Как пример:
- при нанесении тяжкого вреда здоровью человека – от ареста до лишения свободы, в том числе возможно привлечение к принудительным работам или утрата водительских прав;
- если вред нанесен в состоянии алкогольного опьянения, при этом водитель покинул место ДТП – лишение свободы, принудительные работы с лишением прав на управление ТС. Аналогичное наказание при гибели человека в результате аварии;
- если же из-за нарушения норм ПДД погибло два человека и более, виновник ДТП будет лишен свободы с утратой водительских прав.
Когда возможно обжалование штрафа за неисполнение норм ПДД
К сожалению, добиться изменения отношения инспектора ГИБДД к текущей ситуации и сразу снять с себя обвинения удается достаточно редко. Сотрудники ДПС попросту не желают воспринимать возражения водителя, даже если они вполне обоснованы.
Поэтому для достижения справедливости придется обращаться в отделение ГИБДД для обжалования решения. Но первоначально нужно указать в протоколе правонарушения свое несогласие с вердиктом инспектора. Чтобы снять с себя вину, необходимо:
- настоять на полноценном опросе свидетелей происшествия;
- получить информацию с камер видеонаблюдения для фиксации положений важных знаков или табличек;
- привлечь эксперта автотехника – при необходимости.
При должной подготовке можно добиться положительного результата, что позволит избежать необходимости возмещать ущерб второму участнику аварийной ситуации и получить компенсацию за полученный ТС ущерб.
Однако подобные манипуляции требуют большого количества времени. Тратить по несколько часов для восстановления справедливости и освобождения от штрафа не всегда обосновано – особенно при отсутствии пострадавших лиц и ущерба. Поэтому в большинстве случаев невиновные водители не желают лишний раз связываться с сотрудниками ГИБДД. И все же каждому автовладельцу нужно учитывать, что они смогут отстоять собственные интересы в нормативном порядке.