Штраф за езду по обочине в 2020 году: движение, обгон и объезд препятствия
Штраф за езду по обочине предусмотрен в законодательстве Российской Федерации. Как его избежать? Очень просто – не отступать от законодательных норм движения по дороге, а строго соблюдать в любой ситуации.
Причина езды по обочине кроется в нетерпеливых водителях, которые желая, как можно скорее проехать пробку или затор, вылезают за сплошную линию разметки дорожного полотна. Это не только неподчинение действующим правилам поведения на дороге, но и хамство по отношению к другим водителям, также есть большая вероятность попасть в аварию. Чтобы уберечь время и нервы лучше потратить время в пробке, чем на беседу с инспектором ГИБДД.
Содержание
Почему запрещена езда по обочине?
Исходя из трактовки Пдд обочиной считается часть дороги, которая располагается с правого и левого краёв асфальтированного дорожного пути – основной дороги. Основная дорога отделена от обочины специальной разметкой: сплошной или прерывистой.
Движение по обочине на автотранспортном средстве – это прямое нарушение правил.
Последствия езды по обочине:
- Обочина – это участок дороги без какого-либо покрытия, поэтому, когда по ней проезжает транспортное средство, образуется облако пыли (особенно это актуально в летнее время года). Пыль летит на дорогу, нарушая и ограничивая видимость для других автомобилистов.
- Пылевые потоки, образуемые при езде по обочине, попадают в салон автомобиля. Людям с повышенной чувствительностью трудно дышать таким воздухом.
- Подняв пыль с обочины можно не увидеть идущего пешехода или дикое животное.
- Автомобилист, обогнавший пробку по обочине, рано или поздно захочет вернуться на асфальтированное покрытие, тем самым создаст новый затор на выезде из пробки, а также аварийно-опасную ситуацию при перестроении;
- Автомобилист, выехавший на обочину, может съехать с неё в кювет или попасть в глубокую яму, это угроза для жизни водителей и пассажиров.
Можно ли ездить по обочине без штрафа.
Выехать за пределы основной дороги, нарушая разметку, можно только в следующих случаях:
- Аварийная остановка транспортного средства – важно остановиться на правой стороне. Если на дороге есть знак «Стоянка запрещена» или «Остановка запрещена», то стоящий на обочине автомобилист обязан выставить на дорогу знак аварийной остановки, а также включить аварийные габариты на автомобиле.
- Участник движения — транспорт дорожной службы.
- Участник движения — транспорт коммунальной службы.
- Если участником движения по автотрассе является грузовое транспортное средство, которому нужно произвести погрузку/разгрузку и единственно возможный вариант подъезда к месту назначения – обочина.
С левой стороны автодороги стоянка возможна если:
- На дороге организована только одна полоса для каждого из направлений (при отсутствии трамвайных путей).
- Организовано одностороннее движение, при котором запрещён проезд грузовых транспортных средств с весом больше 3,5 тонн.
Также есть возможность проехать по обочине не только водителям автотранспортных средств, но и прочим участникам движения:
- Велосипедисты старше 14-ти лет при отсутствии выделенной полосы для велосипедистов или невозможности проехать по ней.
- Мопеды могут двигаться по обочине.
- Гужевые повозки, вьючные и верховые животные также могут продолжать движение по обочине.
Размер штрафа за езду по обочине
Проезд и обгон по обочине с правой стороны дороги выделяются как нарушения маневрирования и правил обгона. Штраф за езду по обочине составляет 1500 рублей по статье 12.15, п. 1 КоАП РФ.
Проезд и обгон транспортных средств (дорожных заторов) по обочине с левой стороны дороги имеет более серьёзные последствия для водителя, ведь к несоблюдению правил обгона и манёвров прибавляется езда по полосе встречного движения. Штрафы за такой проезд находятся в пунктах, связанных с выездом на встречную полосу. Помимо этого, п.11. 2 ПДД РФ запрещает обгонять транспортное средство, если после обгона водитель не сможет вернуться в свою полосу без создания помех обгоняемому автомобилю и другим транспортным средствам. За такое правонарушение по ст.12.15, п. 4 КоАП предусмотрен штраф в сумме 5000 рублей или запрет на управление транспортным средством на срок до 180 дней.
Если нарушение будет зафиксировано вторично камерами видеофиксации, то выписывается штраф в сумме 5000 рублей или запрет на управление автомобилем на период до 365 дней.
Другие штрафы.
Съехав с основной дороги движения можно получить штраф не только за езду по обочине, но и другие сопутствующие штрафы:
- выключенные поворотники – 500 рублей;
- игнорирование разметки дорожной полосы – 500 рублей;
- водитель не обеспечил преимущество для пешехода – 2500 рублей;
- при наезде на пешехода штраф за причинение вреда здоровью – от 2000 до 25000 рублей.
Фиксация нарушения.
Обычно для фиксации езды по обочине сотрудники ГИБДД составляют протокол, документируют постановление и выносят штраф. При повторном нарушении дело отдают на рассмотрение мировому судье, чтобы он принял решение о лишении прав.
Если сотрудник оформляет нарушение на основе собственного наблюдения без свидетелей и видео или фото фиксации, то водитель сможет приводить какие-либо уважительные причины или доказывать свою невиновность.
Яркий пример хорошей работы камер видео фиксации – это Московская Кольцевая Автодорога. МКАД – это огромный комплекс дорог, по которым ежедневно проезжают тысячи автомобилистов, естественно, при этом идёт очень много нарушений. Штраф за езду по обочине в Москве такой же, как и везде – 1500 рублей, разница лишь в том, что попасться на нарушении можно гораздо чаще, чем где-либо. Всё дело в огромном количестве камер, которые фиксируют не только нарушения скоростного режима, но и нарушения разметки.
Выезд автомобиля на обочину помогает справиться с пробкой или затором на дороге очень редко, зато гораздо чаще по статистике это провоцирует дорожно-транспортное происшествие. Нетерпеливый водитель может испортить не только своё здоровье и автомобиль, но и повредить транспортные средства других участников движения. В подобном ДТП виновным признают водителя, который двигался по обочине с вероятностью 99%, ведь это серьёзное нарушение. Езда по обочине увеличивает количество мелких ДТП и способствует увеличению времени ожидания в пробке.
Также выехав на обочину, водитель рискует испортить себе настроение и наслушаться оскорблений от других участников, а повышенная нервозность за рулём еще никому не помогала.
Важно помнить, что на вызов может спешить машина скорой помощи, это очень весомая причина не занимать обочину.
Важно помнить о водительской солидарности, взаимопомощи и уважении на дороге.